Кто такой диктор и как им стать?

Главная / Музыка / Кто такой диктор и как им стать?
Дата обновления
1 февраля 2021
Рубрика
На чтение:
7 мин

Сегодня мы снова затрагиваем популярную тему дикторского голоса и предлагаем вашему вниманию некоторый ряд вопросов, связанный с этим, быть или не быть диктором . Как всегда, устраивайтесь поудобнее и будьте внимательны!В качестве предисловия хотелось бы вообще обозначить те пункты, без которых стать настоящим диктор или очень сложно, или совсем невозможно.

Итак, первым необходимым условием для дикторской работы является наличие голоса.

Под голосом имеется в виду не просто способность человека издавать звуки, а действительно правильно поставленный голос, отработанная система дыхания,

чёткая дикция, правильное интонирование и так далее.

Условие второе — эрудиция.

Да, друзья! Этот пункт включён в обязательный,  поскольку неграмотность или даже полная безграмотность чрезвычайно негативно отражается  и на статусе диктора, и на его востребованности, и вообще на желании его слушать, и уж тем более приглашать его в какие-то проекты.

Это большое мастерство: умение молниеносно включить и озвучить правильную

или нужную сейчас мысль. И самое последнее здесь — не рассчитывайте, что, если вы работаете не в серьёзном проекте, а выступаете в роли домашнего блогера, что люди не услышат того, что вы недостаточно эрудированы. Поверьте, манера изъясняться и доводить свою мысль до слушателя обязательно выдаст ваши слабые места, и ваша аудитория непременно на это отреагирует.

Идём дальше. Условие третье — грамотная речь.

Этот пункт очень близок к предыдущему, поскольку также относится к уровню вашей образованности. Не знаете, где поставить ударение или как правильно произнести то или иное слово — интернет вам в помощь. Куча словарей, куча источников, ищите, сравнивайте и находите правильные варианты. Речь свою надо контролировать и не использовать нецензурную лексику или супермодные заумные названия или обороты для выражения своих мыслей. Пусть лучше 100 человек из тысячи скажут, что ты не современный, чем один из десяти тысяч скажет, что ты пошлый. Да, чуть не забыли, к чистоте речи непременно надо добавить ещё и безудержное использование слов и словосочетаний паразитов. И особенно многих раздражающих паразитов-звуков.

Согласитесь, как невыносимо через каждые три секунды слышать… «ну в общем,

ну в общем» или «так сказать, так сказать» или эти ужасные «э-э-э, м-м-м». Ужас просто. С этим надо беспощадно бороться всеми силами.

Так, дальше, четвёртое условие — артистизм.

Друзья, даже если вы вещаете за кадром, то ни в коем разе не думайте, что обладание этой творческой способностью вам не нужно. Нужно и ещё как! На камеру, за кадром — это не имеет никакого значения. Вы должны целиком и полностью эмоционально отдаться теме вашего выступления. Вот тогда вы будете звучать убедительно, вам захочется верить, и вас захочется слушать ещё и ещё. Артистизм или она же харизма помогает всем и всегда в обыденной жизни, в бизнесе, в личных отношениях и так далее. Поэтому обращайте самое пристальное внимание на то, как вы работаете, как играете мимикой, как жестикулируете, — это всё непременно придаст эмоциональной насыщенности вашей речи и, стало быть, будет намного интереснее восприниматься.

Следующее, пятое условие.  Интонирование и умение изменять свой голос.

И этот пункт плавно вытекает из предыдущего. Но если там мы больше говорили о работе видимой, то есть мимика, жесты и другие приёмы, то здесь уже речь пойдёт о слышимости того, что мы передаём. Итак, играть голосом тоже крайне важно и нужно, особенно когда вам предстоит, например, озвучивать какого-то мультяшного героя. Речь должна быть у вас, как песня, которую вы поёте: с душой, с динамическими оттенками, с характером и определённым настроением. Вопрос, как работать над интонированием, если у вас с этим есть проблемы? Это брать какие-то несложные тексты и внимательно вчитываться в них, стараясь мысленно погружаться во всё происходящее там. И ещё один способ поможет хорошо разрабатывать ваши интонационные возможности — это пение. Даже если у вас нет слуха, неважно — берите какую-нибудь симпатичную песню на своём языке, естественно.

Лучше, если это будет что-то лирическое и небыстрое, а ещё лучше что-то близкое к народной музыке, поскольку там мелодии, как правило, более напевные. И пойте вместе с оригиналом. При этом, внимательно слушайте, как певец, певица или вообще хор интонирует, как играют динамикой, и старайтесь за ними это всё повторять. Поверьте, подобные занятия хоть по полчаса в день, но никак не пойдут вам во вред, положительный результат рано или поздно появится.

Так, друзья-товарищи, с условиями мы разобрались, теперь троечка вопросов, которые чаще всего возникают у начинающих дикторов.

Первое. Какой купить микрофон, чтобы я звучал, как диктор на радио? Друзья,

во многом этот эффект достигается благодаря самому голосу, хотя выбор микрофона и его расположение могут повлиять на качество вашего звучания. Откровенно дешёвые микрофоны покупать не стоит.

Тут даже объяснять нечего. А вот какой именно подойдёт вам, это уже вопрос серьёзный. Хорошо, когда поблизости есть какой-то шоу-рум, где вы сможете прослушать 3-4-5 микрофонов и понять, какой именно ваш. Но чаще всего получается так, что люди покупают и потом начинается долгая песня с обменами и поиском чего-то другого. Конечно, интернет нам несколько помогает определиться с подобными вещами, но всё равно надо понимать, что вы слышите на обзоре голос другого человека,

и совсем не обязательно, что у вас будет точно так же. Выход? Микрофоны подороже, они всё-таки более универсальные. Что касается расположения, тоже вопрос очень серьёзный. Кто-то вещает на очень близком расстоянии с небольшим усилением и хорошим поп-фильтром. Именно так раскрывает весь свой диапазон, обертона, бархат. А кому-то надо чуть подальше, да ещё и, повернув микрофон не по оси, тем самым избавляясь от сибилянтов или других ненужных вещей. Одним словом, надо пробовать, искать, экспериментировать.

Второй вопрос. Какое нужно иметь минимальное оборудование? Микрофон,

разумеется, звуковую карту и наушники. Тем, кто свой выбор остановил на варианте USB-микрофона, карта, конечно, не нужна. Но при этом, знайте, что не было ни единого случая, когда USB побеждал связку микрофон + карта. Это так вам, на всякий случай.

Ещё вопрос. Можно ли обработкой убрать дефекты речи? Конечно, если дефект какой-то не слишком ярко выраженный, то что-то придумать  можно. А если он ещё и как-то исправляется методом какого-то комплекса упражнений, то вообще хорошо. Но вот если совсем дела плохо обстоят и откровенно не работают какие-то буквы, то тут уже надо что-то придумывать. Как я говорил однажды, попытаться сделать из этого фишку или построить на этом какой-то прикол.

Почему бы и нет?

Друзья, и в самом финале нам бы хотелось бы подвести некую итоговую черту в виде советов начинающим дикторам, как сделать запись интересной, понятный и эмоциональной.

Первое. Найдите свой голос, исходя из задач и целей, и постоянно его тренируйте. Что это значит? Если в обыденной речи вы звучите вот так просто, то, допустим, если вам нужно озвучивать какую-нибудь рекламную или какого-то страшного мультяшного героя, то ловите эту позицию и неустанно работайте над ней. Второе, всегда перед записью прочитываете текст по несколько раз и вслух, то есть репетируйте, добавляйте эмоции интонируйте, расставляйте акценты и правильно берите дыхание.

Третье. Записывайтесь по возможности стоя. Почему?

Во-первых, стоя диафрагма работает правильно, включаются дыхательные мышцы, и дыхание работает более глубоко. Ну и второе. Положение стоя добавляет динамики и включает в работу всё тело.

Четвёртое. При записи добавляйте движение руками и телом, вся эта жестикуляция обязательно добавит эмоциональности вашему тексту и сделает его более выразительным. Представьте, что перед вами стоит какой-то человек и вы ему

что-то рассказываете, объясняете, доказываете и так далее.

Пятое. Ведите блокнот с заметками о проделанной работе. А именно: тогда-то писал вот это, микрофон был такой-то, на таком-то расстоянии, поп-фильтр стоял вот так, усиления было столько-то, писали сидя или стоя и в какое время суток это происходило.

Ну и наконец, шестое. Здоровый образ жизни. Друзья, отнеситесь к своему голосу как к самому дорогому инструменту и берегите его. Ну вот гитару за 5000 долларов вы же не станете хранить где-нибудь в холодном и плесневеющем сарае, правда? Вот и здесь тоже самое. Кофе — умеренно, алкоголь — ещё умереннее. Табак — лучше бы совсем отказаться.  Дальше. Питание правильное, литр-полтора простой чистой водички в день, сон здоровый и по распорядку. И конечно же, физкультура в любом её виде.

Всем большое спасибо за внимание, удачи, будьте здоровы, и до новых встреч!

Хотите связаться с нами?

Будем рады видеть вас в уютной и современной студии звукозаписи, располагаемой в центре Ташкента. Наши двери открыты для вас в круглосуточном режиме, выходные и праздничные дни.

У нас всегда преобладает доброжелательная обстановка благодаря наличию бесшумных кондиционеров, комнаты для отдыха и других привилегий. Для оперативной связи воспользуйтесь указанными контактами.

или позвоните по номеру

(91) 192-11-66

Продюсерский центр Premium Stuff – это профессиональные услуги студии звукозаписи, видео и аудио продакшн в Ташкенте. В этой нише мы успешно функционируем с 2006 года.
Основным направлением деятельности является продюсирование - творческих единиц с нуля. Из дополнительных услуг, пользующиеся повышенным спросом стоит отметить - видео и дизайн продакшн.
Ознакомиться с прайс-листом услуг нашей студии звукозаписи можно на сайте. Если вы воспользуетесь формой обратной связи, мы наберём вас в ближайший рабочий час, выслушаем все предпочтения и предложим оптимальное коммерческое предложение. Карта сайта

Меню