Запись бэк-вокала

Главная / Музыка / Запись бэк-вокала
Дата обновления
22 апреля 2021
Рубрика
На чтение:
9 мин

Сегодня вашему вниманию несколько полезных советов по записи и обработке бэк-вокалов. Как только мы с вами говорим о песнях, то первое, что приходит на ум, это, конечно же, вокал. Есть песни, где он звучит сольно, бывает, что помимо  основного вокала имеются некие подпевки, бывает, что можно услышать чуть ли не целый хор. И всё это  делается далеко не по чьей-то капризной прихоти, а с конкретными целями. Для акцентирования некоторых фраз, для усиления звучания, для подчёркивания гармонической составляющей песни и так далее.

Давайте рассмотрим некоторые приёмы, которые помогут сделать запись бэк-вокала  эффективнее, а звучание лучше. Кстати, бэк-вокал или, как это звучит на языке  тех, кто это придумал, background vocals, дословно переводится как «вокал на заднем плане»  или «фоновый вокал».

Итак, для начала давайте разберёмся, в чём разница между лид-вокалом,  то есть ведущим, и бэк-вокалом. Лид-вокал — это главная вокальная партия фронтмена-вокалиста, она всегда должна звучать максимально чётко, ясно и читаемо. И давайте добавим, что лид-вокал в  большинстве своём звучит на протяжении всей песни. Роль бэк-вокала, в свою очередь, заключается в том, чтобы дополнять ведущую партию, делать её звучание более объёмным и интересным, и никак не перетягивать внимание слушателя на себя. Вступать партия бэк-вокала может  в любых определённых частях песни, поэтому его запись и обработка может существенно  отличаться от записи ведущего вокала.

Основное, что нужно понимать при записи бэков это то, что они не должны ни коим образом мешать лидирующему вокалу. Главная задача подчеркнуть его, поэтому  подходить к написанию партии бэков нужно очень тонко и с умом. Опять же, здесь очень сильно могут пригодиться знания музыкальной теории, так как построить интересный интервал или  красивый аккорд под имеющуюся гармонию, мелодию основного вокала, да ещё так, чтобы  это всё вписалось в аранжировку, не так просто, как может показаться. Иногда бесспорно правильная терция может прозвучать абсолютно невкусно и неинтересно. В то время как страшная и ужасная  секунда даст просто потрясающий результат в пачке. Есть случаи, когда мы обходимся элементарными  вариантами, такими, например, как октава вверху или внизу. Или же используем разные искусственные  приёмы. И можно сказать, что в частных случаях этого оказывается достаточно.

Но если говорить о записи бэк-вокалов профессионального уровня, то тут уже надо стараться по полной. И скорее всего, без помощи специально обученных вокалистов не обойтись. Давайте посмотрим, почему.  Во-первых, больше вокалистов — больше голосов. А, как известно, разные голоса дают более богатую тембральную окраску.

Во-вторых, профессиональные бэк-вокалисты понимают что, как и где нужно спеть, и ещё, таким образом, чтобы получилось и красиво, и правильно. Причём, сразу в исходном варианте.  Ну это всё понятно. Но понятно и то, что не каждый может себе позволить наёмных исполнителей. И в большинстве своём прописывает всё самостоятельно. Давайте перейдём к некоторым советам,  которые помогут сделать запись оптимальной. Первое. При самостоятельной  записи партии бэк-вокалов постарайтесь немного изменить свой тембр голоса, сделать его немного грубее или наоборот мягче.

Идеальный повтор (тембральный и интонационный) даст гораздо менее эффекта, нежели голоса,  звучащие с отличием от основного вокала.

Второе. Старайтесь ещё на этапе записи максимально точно попадать в ритмику основного вокала. Конечно,  сейчас есть немалое количество программ, позволяющих выравнивать партии ритмически.  Но всё же имейте в виду, это, во-первых, лишняя трата времени, А, во-вторых, подобная обработка в случаях тяжёлых привносит достаточно большое количество артефактов  в звучание, делая его неестественным.

Третье — лучше больше, чем  меньше. Записывайте сразу, как минимум, несколько кратных дублей одной и той же партии бэк-вокала. Например, две высокие, две средние и так далее. Это всё может  пригодиться для создания более объёмного звучания.

Четвёртое, поэкспериментируйте с записью партии бэк-вокала в другом помещении, имеющим иное акустическое оформление. Например, основной  вокал записывали в заглушённой вокальной комнате, бэки попробуйте записать в аппаратной, где нет  такой сильной заглушенности и так далее. Ещё вариант можно попробовать пойти в другую студию.

Ну а если нет возможности поменять помещение, то можно при записи бэков попробовать отодвинуться  от микрофона на какое-то расстояние. Такой вариант сработает при условии, что акустика  помещения более живая, нежели намертво убитая, но и без каких-то ярко выраженных отражений. А ещё можно повозиться с записью на другой микрофон или изменить направленность микрофона.  Например, вместо кардиоиды использовать круговую направленность. Тем самым способствовать большей записи неопасных отражений в комнате. Говоря короче, способов можно придумать достаточно, бояться экспериментировать для пользы дела не нужно.

Дальше. Как только все партии накоплены,  смонтированы, можно приступать к обработке.

Самое первое, что нужно сделать в обязательном порядке, это просмотреть всю ритмику. По вертикали бэк-вокалы должны звучать точно вместе  с основным вокалом, в противном случае, вы рискуете получить размазанную кашу вместо  красивой пачки. Внимательно смотрите, чтобы совпадали слоги и слова, длительности и окончания  фраз. И особое внимание уделяйте согласным звукам, которые порой очень часто могут подчеркнуть или даже выделить ритмические промахи, а это звучит не очень хорошо, особенно если  всё это стоит ещё и под хорошим дилеем. Как уже упоминалось выше, можно использовать  специальные программные средства для выравнивания ритмики, но лучше всё  же следить самостоятельно за тем, что получается и как всё это звучит. Не надо полностью надеяться на автоматику. Исправление интонирования, то есть фальшивых  нот, тоже очень важный момент. Здорово, когда всё звучит строго и идеально по нотам, хотя иной раз имеет смысл оставлять небольшие отклонения или, так называемые, косяки в  исполнении для того, чтобы создавалось некое биение и тем самым обогащало звучание. Главное  — следить за тем, чтобы фальшь не была слишком явной и не приводила к откровенному диссонансу, мешая тем самым нормальному восприятию музыки.

Панорамируйте кратные дубли в разные стороны. То есть один высокий голос чуть левее, второй — чуть правее. И так далее. Тем самым, вы  добавите определённый объём звучанию. Но при этом, не стоит слишком сильно панорамировать бэк-вокала, то есть делать их совсем по краям. Такой  вариант звучит обычно очень неестественно, за исключением тех случаев, где этого будет  требовать некий художественный замысел. Пытайтесь найти каждому бэку своё место в стереополе. Это безусловно сделает общую картину более богатой. Старайтесь добиваться симметричности  звучания, не допускайте при панорамировании бэк-вокалов никаких перекосов  влево или вправо, особенно если у вас этих партий много. Так будет звучать мощнее и естественнее. В противном случае может появится некий дисбаланс, который так или иначе смажет общее звучание или  даже вызовет некий дискомфорт при прослушивании. Если у вас бэк-вокал состоит из нескольких партий,  да ещё и разных по стилю голосов (например, сопрано, альт, баритон), то имеет смысл найти для  каждого из голосов свою основную частоту тембра, и эквалайзером на слух несколько её добавить. Таким образом, вы сможете сделать разделение на голоса более явным, слышимым и подчёркнутым. Только  делать это надо очень аккуратно, без перебора.

Если вам необходимо вывести  бэк-вокал на уровень с лидирующим, добавляйте бэкам громкости и яркости эквалайзером, приподняв, например, нижнюю середину. Хотите увести бэк-вокал на  задний план? Наоборот, прибирайте шельфом высокие частоты и нижнюю середину, плюс  уменьшайте уровень громкости. Всё просто.

Что касаемо компрессии, то она может  применяться, как к отдельным голосам, так и ко всей группе бэк-вокалов. Всё определяется  на слух и зависит от конкретной ситуации. Главное здесь — это использовать достаточно щадящие  настройки с не очень сильной степенью сжатия, в противном случае получите пережатые голоса, которые будут звучать неестественно. Плюс не забываем о возможной финальной компрессии на  мастер-шине. Итог может быть не очень хороший. Ко всем этим пунктам можно ещё сделать некоторое  дополнения. Небольшая сатурация, применение модуляционных эффектов (хорус, фэйзер) тоже имеют  место быть, но с той же оговоркой, что чрезмерное увлечение этими прелестями могут привести звучание  к перенасыщению или неестественной плотности, или просто убить читаемость (это про много хоруса). Поэтому всегда помним, что всего должно быть в меру. Ориентируемся  на свой слух и вкусовые предпочтения, слушаем качественные референсы.

Друзья, ну ещё  парочка интересных моментов, которые связаны с искусственными бэками. Часто бывает так,  что никаких партий дополнительных голосов, никаких подпевок автор в своём произведении  просто не предусмотрел. Однако при сведении вокала явно становится понятно, что пара-тройка  голосов просто безумно просится в аранжировку. При этом, автор нисколько не возражает,  исполнителей, разумеется, нет, и что делать? Спасибо современным технологиям! Ловите тройку приёмов, которые могут в этом здорово помочь.

Первое. Используйте различные даблеры и эффекты  искусственной задержки. К примеру, Waves Doubler, Waves Reel ADT, Antares AVOX и другие. Они  позволят работать с модуляцией сигнала, что поможет немного изменить тембральное звучание.  Просто надеяться на то, что вы скопируете дважды дорожку основного вокала, добавите к ним небольшую  задержку и сразу получите дорожку бэк-вокала, нее стоит. То, что вы получите, называется эффект  Хааса. Он, конечно, может помочь в некоторых случаях, но далеко не всегда.

Второе. Сделайте  партию бэк-вокала из копии основного при помощи инструментов Melodyne, VariAudio и подобных. Здесь  вы сможете поиграться с формантой голоса и тем самым немного изменить тембр. А если ещё есть и  другие дубли, например, припева, смело используйте их для бэков. Дело в том, что разные дубли  всегда звучат естественнее, чем два одинаковых. И добавлю, что для изменения форманты можно также  использовать и дополнительные плагины. Например, тот же Little AlterBoy от Soundtoys. Третье.  Экспериментируйте с различными гармонайзерами типа Antares Harmony Engine или средствами секвенсора,  например, создание вокальной партии по Chord треку в Cubase. Всё это может дать определённые  интересные результаты.

Итак, друзья, подводим итоговую черту. Какой бы вариант работы вы не  выбрали (с живыми бэками или искусственными), главное — всегда помнить, что это в большинстве  своём художественный инструмент, призванный обогатить звучание вокала или аранжировки. Ни  в коем случае, не стоит выпячивать бэки в миксе без явных на это оснований и делать так, чтобы они  перебивали или хуже того мешали основному вокалу.

Хотите связаться с нами?

Будем рады видеть вас в уютной и современной студии звукозаписи, располагаемой в центре Ташкента. Наши двери открыты для вас в круглосуточном режиме, выходные и праздничные дни.

У нас всегда преобладает доброжелательная обстановка благодаря наличию бесшумных кондиционеров, комнаты для отдыха и других привилегий. Для оперативной связи воспользуйтесь указанными контактами.

или позвоните по номеру

(91) 192-11-66

Продюсерский центр Premium Stuff – это профессиональные услуги студии звукозаписи, видео и аудио продакшн в Ташкенте. В этой нише мы успешно функционируем с 2006 года.
Основным направлением деятельности является продюсирование - творческих единиц с нуля. Из дополнительных услуг, пользующиеся повышенным спросом стоит отметить - видео и дизайн продакшн.
Ознакомиться с прайс-листом услуг нашей студии звукозаписи можно на сайте. Если вы воспользуетесь формой обратной связи, мы наберём вас в ближайший рабочий час, выслушаем все предпочтения и предложим оптимальное коммерческое предложение. Карта сайта

Меню